Картофель в России за последнюю неделю подорожал на прилавках на 0,4%. На фоне «распиаренной» гречки повышение, мягко говоря, ничтожное. Настораживает только, что в разгар уборки картошка обычно резко падает в цене и дорожать никак не должна, пишет сегодня «Российская газета».
Как напоминает издание, последние 20 лет август в РФ был месяцем дешевого картофеля. В это время на прилавках традиционно появляется новый урожай, и цены, как показывает Росстат, падают как минимум на 10-15%. В этом году «второй хлеб» в среднем по стране снизился в цене только на 0,6%. А по итогам последней недели, как заявляет Минэкономразвития, он подорожал на 0,4%.
«Мы предполагали, что пойдут дожди, и картофель хотя бы немного подрастет», — рассказывает Алексей Щебетов, представитель одного из крупнейших картофельных производств в Чувашии. Однако этого не произошло. И в регионе, как заявил президент республики Михаил Игнатьев на встрече с министром сельского хозяйства Еленой Скрынник, по картофелю потери составили 81%.
Засуха ударила и по Брянской области. «Мы собираем от 5 до 9 тонн с гектара», — рассказывает руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств региона Вячеслав Андрианов. А это ничтожно мало. В Московской области ситуация та же. Уже сейчас почти во всех регионах картофель в опте стоит от 13 до 16 рублей. В прошлом году эта планка была не выше 6-7 рублей.
Тем не менее, многие аграрии боятся нагнать панику и искусственно «задрать» цены. Тем более что ситуация печальная не во всех регионах, а картофель в сельхозпредприятиях выкопан пока только с площади 18,9 тыс. гектаров, а общая площадь посевов — 2,2 млн гектаров. «Оптовые цены останутся на уровне 16-17 рублей», — считает Антонина Манакина, исполнительный директор Брянской ассоциации крестьянских хозяйств. А значит, в рознице она будет стоить от 25 рублей за килограмм и выше.
Подняться цене не даст белорусская картошка. Она уже начала поступать на региональные рынки по средней цене 20 рублей. То есть дешевле, чем отечественная, и качество ее выше. Потребители могут быть спокойны — драники и жаркое не пропадут из меню. А вот производителям придется конкурировать с соседями.