|
Каналы сбыта картофеля
Оптовая продажа является наиболее распространенной и используется за неимением времени и транспорта у фермера. Реализуется вся продукция за один раз или несколькими большими партиями. Это позволяет получить немалую сумму средства и, скажем, инвестировать их в новую технологию или технику. Обычно оптовая закупочная цена является ниже, чем розничная, но большинство полтавских фермеров соглашаются на нее и считают этот метод продаж наилучшим для себя. Он позволяет сосредоточить все внимание и ресурсы на процессе производства, а риск и хлопоты с транспортировкой и продажей продукции полностью берет на себя посредник вместе с дополнительной прибылью, которая редко бывает меньше, чем закупочная цена.
Ритейловую (розничную) продажу целесообразно избрать тем фермерам, которые: не только производят, но и перерабатывают продукцию, имеют складские помещения, транспорт; технология производства позволяет выделить время для сбыта продукции. При таких обстоятельствах следует наладить сбыт через сеть розничной торговли: магазины, палатки, места на открытых рынках. Такие торговые точки можно купить или взять в аренду. Другим путем является договоренность о постоянной поставке с другими собственниками магазинов, учреждений общественного питания. Необходимо время для изучения спроса и планирования количества и ассортимента продукции, которую нужно завозить в розничную сеть. Решающее значение имеют соблюдение графика завозки и гарантии высокого качества продукции. Отметим, что такой путь продажи требует дополнительных затрат на транспортировку продукции, что окупается дополнительной прибылью при реализации по более высоким розничным ценам.
Целевое снабжение - это выращивание определенной сельскохозяйственной продукции на заказ переработчиков. В таком случае следует заранее заключить соглашения о поставке с перерабатывающими предприятиями. Глобинский консервный в последнее время для поощрения производителей инвестирует средства в выращивание. В частности, предоставляют семена, частично финансируется приобретение оросительного оснащения надежным фермерам-партнерам. Этот способ продажи удобен тем, что фермер не должен тратить время и прикладывать усилия, искать покупателей после сбора урожая. Маркетинговые риски уменьшаются, и фермер уже должен потратить больше времени на надлежащее планирование. Тем не менее, существует риск, что указанная в соглашении цена на продукцию может оказаться намного ниже той цены, которая складывается на рынке после сбора урожая, - это плата за гарантированный сбыт и возможность долгосрочного сотрудничества. Кроме того, фактическая цена может быть урегулирована дополнительным ценовым соглашением.
Продажа с поля - это в данное время один из наиболее распространенных способов реализации выращенной продукции. По данным разных маркетинговых исследований, продажа с поля является основным каналом сбыта сельхозпродукции для более чем 50% сельхозпроизводителей. В то же время, лишь треть товаропроизводителей продает продукцию после сезонного повышения цен и 4% занимается прямым экспортом.
Чтобы сэкономить ресурсы на процессе сбора ягод и фруктов, что требует ручной работы, фермеры приглашают потенциальных клиентов на поле. Подход очень популярен в Соединенных Штатах Америки. Покупатели собирают определенную часть урожая (или и весь урожай) и могут купить его по цене ниже рыночной. Собственники рассчитываются с собирателями за их работу той же продукцией. Например, за собранные для производителя две корзины яблок покупатель получает третью корзину для себя.
Выставки и ярмарки - довольно эффективный метод сбыта, изучения спроса, заключения договоров. Осенью после сбора урожая в Полтавской области происходят ярмарки, наибольшая из которых - Сорочинская. В другие периоды года работают специализированные сельскохозяйственные выставки, где можно приобрести саженцы, средства защиты растений, удобрения, сельскохозяйственную технику, специализированное оснащение. Во время таких выставок и ярмарок можно не только продать свою продукцию, но и найти постоянных покупателей или оговорить выгодные условия обмена нужной техники на продукцию. (с) "АПК-Информ: овощи & фрукты"
Работа через дистрибьютора помогает упростить часть задач. Благодаря посредникам с производителей снимается бремя переговоров с сетями и доставка картофеля в магазины, в итоге они могут сосредоточиться на профильной деятельности - производстве картофеля. С другой стороны услуги дистрибьюторов тоже требуют денег и контроля. Маржа дистрибьютора может составлять до 25%, таким образом увеличивая стоимость конечного продукта на прилавке, отпугивая потенциальных покупателей. Еще один плюс работы производителей напрямую с сетями и несетевыми магазинами в том, что картофелевод сам управляет каналом сбыта и контролирует ситуацию.
|
|